Рубрика 💠💠"Листая старые журналы"💠💠
Уважаемые читатели!
А вы знаете, что в XVIII веке существовал специальный веерный язык? Веер в руках дамы был не просто украшением, но и деятельным участником важных церемоний, празднеств, балов, орудием изощрённого кокетства. Он часто играл роль почтальона, передавая любовные послания предмету обожания.
Например:
❤ Люблю тебя - держа развернутый веер перед глазами, приложить руку к сердцу.
💙 Верен ли ты мне? - закрытый веер прижат левой рукой к сердцу.
❤ Я постоянно о тебе думаю - смотреть на закрытый веер.
💙 Свидание в условленный час - число несдвинутых пластин веера показывает время свидания.
❤ Я тебе дам знать письмом - концом веера водить по ладони, как будто чертить буквы.
💙 Я презираю тебя - держа в руке открытый веер, опустить его вниз.
❤ Сохрани эту тайну - держа открытый веер в правой руке, прикрыть им ладонь левой.
💙 Перестань ревновать - закрытый веер приложить к левому виску.
❤ Твои желания будут исполнены - грациозно закрывать и открывать веер.
💙 Прощай - закрытый веер повесить на правую руку.
Приглашаем вас совершить небольшой экскурс в историю развития искусства веера в России. Поможет нам в этом статья Александра Червякова "Повелитель ветра", напечатанная в журнале "Родина" за 1996 год.
✒Червяков, А. Повелитель ветра Текст / А. Червяков // Родина. - 1996. - № 9. - С. 83-87 : ил. - Библиогр. 19 назв.
Как гласит легенда, наша прародительница Ева, вкусив запретный плод и осознав свою наготу, сломила ветку и стала смущённо обмахиваться ею под пристальным взглядом изумлённого Адама. Так родился веер. Опахало (как разновидность веера) существовало с незапамятных времён и представляло собой плоский экран, укреплённый на рукояти.
Складной веер в Европу попал из Китая в конце XV - начале XVI века и во второй половине XVII века вытеснил опахало из обихода. В XVII веке Россия начинает устанавливать тесные связи с западноевропейскими государствами, возникает интерес к западной одежде, чужеземным предметам, в том числе и веерам. Веера очень ценили, передавали по наследству, вручали в дар по большим праздникам. Спрос на них был так велик, что веера стали изготавливать в мастерских Оружейной палаты.
Чтобы удовлетворить растущий спрос на веера, в столичных городах возникают специальные фабрики и веерные мастерские. Большое количество иностранцев основывают в России мастерские и магазины. Стоил веер очень дорого. Его производство было делом непростым: художники, граверы, ювелиры, резчики по кости, дереву и другим материалам, специалисты по бумаге, ткани, шитью трудились над созданием вееров.
В XIX веке появляются веерные экраны из кружев, гипюра, атласа, бархата, перьев разных оттенков, преимущественно страусовых. Нередко их делали целиком из черепаховых, костяных и роговых пластин. Роспись веерных экранов была весьма разнообразной. Сюжеты черпались из мифологии, библейских сказаний, известных литературных произведений, исторических событий. Но самыми распространёнными и излюбленными были галантные сцены и любовные свидания.
Начало XX века ещё отмечено широким распространением вееров: памятные веера с небольшими подарками вручались сотым и тысячным покупателям крупных магазинов. Со временем исчезли многие предметы - живые свидетели быта прежних эпох. Исчез и веер.
Он исчез как деталь туалета, но остались коллекции вееров. Одна из них хранится в Московском музее-усадьбе Останкино.
Фотографии вееров из этой уникальной коллекции, представленные автором статьи, дают возможность увидеть эти настоящие произведения искусства.
#научнаябиблиотекатгу_тольятти #тлттгу #веер #историявеера